Основной особенностью освещения автомагистралей является его утилитарность, то есть чисто функциональное назначение. Поскольку от качественной, равномерной подсветки зависит безопасность и даже жизнь водителей и их пассажиров, а также пешеходов, к нему предъявляются особые требования.
Разным дорогам – разное освещение
При проектировании дорожного освещения учитываются многие факторы. В первую очередь, это назначение дороги (автомагистраль, основная или второстепенная городская магистраль, просёлок), от чего напрямую зависит плотность (интенсивность) движения. Немаловажный момент – состояние дорожного полотна. Особое внимание уделяется зонам повышенной опасности: железнодорожным переездам, пешеходным переходам, сужениям проезжей части, пересечениям дорог и пр.). Автомагистрали, на которых транспорт движется на высоких скоростях, должны иметь самое высокое качество освещения и, соответственно, осветительного оборудования.
Опоры освещения
Обычно светильники на дорогах устанавливаются на опорах высотой 6 – 12 м. На транспортных развязках и широкополосных скоростных автомагистралях используются опоры до 15 – 30 м. Опоры должны быть устойчивыми к механическим воздействиям и неблагоприятным погодным условиям. Современные правила не рекомендуют устанавливать железобетонные (и тем более деревянные!) опоры. Сегодня приоритет отдаётся металлическим конструкциям с надёжной антикоррозийной защитой, нанесённой на поверхность опоры методом горячего цинкования. Такая технология гарантирует 25‐летний срок эксплуатации.
На дорогах, в зависимости от их назначения и категории, применяются различные виды опор – силовые или несиловые, фланцевые и прямостоечные, гранёные или круглоконические.
Важно, чтобы конструкция опор была удобной для сервисного обслуживания и ремонта. Столбы размещаются у обочин или за бортовым камнем на расстоянии 0,5 – 1 м от дорожного полотна. Многополосная магистраль освещается с обеих сторон, на более узкой дороге опоры монтируются на одной стороне.
Варианты размещения светильников
Не всегда осветительные приборы (консольные, торшерные или подвесные) размещают на столбах. Иногда их подвешивают на тросах, протянутых между зданиями или опорами, или закрепляют с помощью кронштейнов на стенах домов, расположенных возле дороги. В некоторых случаях на крышах зданий размещают мощные прожекторы, которые освещают не только дорогу, но и прилегающую территорию (автостоянку, железнодорожные пути и др.). Все эти варианты дают возможность сэкономить на монтаже и обслуживании опор. Однако в тех случаях, когда здания имеют историческую или художественную ценность, они исключаются.
Требования к дорожным светильникам
При проектировании освещения основное внимание уделяется не конструктивным особенностям или дизайну фонарей, а их утилитарным свойствам. Здесь нужны крепкие, надёжные, экономичные фонари, способные выдержать любые испытания. В идеале дорожные светильники должны обладать следующими качествами:
Высота опор, расстояние между ними, количество и мощность светильников и прочие технические детали зависят от конкретных задач проекта.
- высокая эффективность, способность давать мощный поток света при минимуме потребляемой электроэнергии;
- практичность и долговечность;
- функциональный, лаконичный дизайн;
- защита от погодных условий (высокие и низкие температуры, сильные порывы ветра и пр.);
- высокий класс влагозащищённости (не менее IP55);
- антивандальная защита;
- удобство в обслуживании;
- наличие оптической системы для создания направленного светового потока.
Нормативы освещённости
Основные требования к освещению автомобильных дорог содержатся в СНиП. Средняя освещённость высокоскоростных магистралей и федеральных трасс должна составлять 30 лк, на городских улицах – не менее 20 лк, на подъездных дорогах в пределах жилых зон – 10 лк. Вид светильников и способ их установки должны обеспечивать не только определённый уровень освещённости, но и снижение слепящего эффекта фонарей. Что касается мощности источников света, то на второстепенных дорогах она должна составлять от 70 до 250 Вт, а на многополосных автомагистралях – от 250 до 400 Вт.
Источники света
Российские дороги предъявляют повышенные требования и к осветительным приборам.
Для освещения автодорог используются газоразрядные или натриевые лампы высокого давления (ДНаТ, ДРИ, ДРЛ) в закрытых прозрачным колпаком светильниках. Самые популярные на дорогах России светильники «Лидер» и «Сириус», разработанные специально для освещения многополосных магистралей, за счёт высокоэффективного отражателя имеют КПД до 90%. Однако в качестве источника света активно используются и светодиоды, например, в моделях «Альфа», «Омега», «Урбан» и др. Флагманом LED- направления можно назвать светильник «Волна», оснащённый светодиодами последнего поколения и несколькими видами оптики для максимально эффективного светораспределения.