Освещение в тёмное время суток является строго обязательным требованием при организации уличных и подземных парковок. Источники света должны полноценно и равномерно освещать всю территорию автостоянки. Нормативы освещения парковок содержатся в специализированной документации: своде правил «Естественное и искусственное освещение», а также в разделе ГОСТ «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
Нормативы освещённости Необходимость освещения обусловлена требованиями безопасности: на парковках высок риск аварийных ситуаций, так как нет единых правил движения, автомобили и люди могут одновременно и хаотично передвигаться в различных направлениях. Кроме того, как показывает практика, наличие освещения резко снижает уровень уличной преступности и вандализма.
Защитой от краж и угонов должны служить и установленные на парковке видеокамеры, для эффективной работы которых требуется уровень вертикальной освещённости не менее 5 лк.
Горизонтальная освещённость парковки зависит от активности автомобильного трафика. При низкой интенсивности движения – не менее 7 лк, при высокой – от 15 лк. Свет при этом должен падать на каждое парковочное место со всех сторон, чтобы отсутствовали глубокие тени между автомобилями. Особого внимания требуют зоны въезда и выезда – именно эти участки наиболее опасны для людей. Здесь освещённость должна быть максимальной.
Специфика уличного осветительного оборудования
Осветительное оборудование для парковок должно обладать определёнными качествами. Прежде всего, это энергоэффективность, то есть способность давать оптимальный уровень светового потока, потребляя минимум электроэнергии. Уличным светильникам, которые работают в сложных (и даже экстремальных) климатических условиях, требуется высокий класс влагозащищённости (от 65IP и выше), устойчивость к перепадам температур, резким порывам ветра, снегопадам и прочим погодным испытаниям. Нуждаются светильники и в антивандальной защите от случайного или целенаправленного повреждения. Оборудованию парковок необходим функциональный дизайн, препятствующий накоплению на нём грязи и пыли. В общем, световые приборы должны быть простыми, надёжными и удобными в процессе эксплуатации. При этом небольшая автостоянка возле жилых домов и огромный паркинг около торгового центра, аэропорта или вокзала требуют разных подходов к организации освещения и, соответственно, разного оборудования.
Освещение крупных парковок
Световые приборы должны быть простыми, надёжными и удобными в процессе эксплуатации.
Крупные открытые парковки, как правило, освещаются либо достаточным количеством консольных светильников на опорах, расставленных с определённой периодичностью по всей площади, либо установленными по периметру высокими мачтами (16 – 30 м) с мощными прожекторами заливающего света. На каждой мачте с помощью короны стационарного или мобильного типа размещают четыре‐шесть прожекторов с натриевыми или металлогалогенными лампами мощностью до 1000 Вт. Натриевые светильники излучают световой поток желтоватого цвета, в котором хорошо видна дорожная разметка. Металлогалогенные лампы дают возможность различать движущиеся объекты со всеми их деталями и цветовыми оттенками. Достаточно популярен (хотя и не идеален, прежде всего – из‐за стоимости) вариант с установкой светодиодных прожекторов, которые дают яркий и мощный световой поток, имеют рекордные сроки службы при минимальном энергопотреблении, удобны и надёжны в эксплуатации.
Нужно отметить, что для парковок возле торговых центров важны не только функциональные характеристики, но и дизайнерское оформление светильников.
Нужно отметить, что для парковок возле торговых центров важны не только функциональные характеристики, но и дизайнерское оформление светильников. Часто прямо на парковке устанавливают рекламные конструкции, оригинальные световые короба и стелы, которые должны привлечь внимание потенциальных покупателей.
Небольшие автостоянки
Парковки внутри жилых кварталов, как правило, компактны. Здесь имеет смысл использовать складывающиеся опоры, если проезд специальной техники для обслуживания оборудования затруднён или невозможен. Поскольку столбы чаще всего ставятся по периметру стоянки, рекомендуется размещать на них светильники с широким светораспределением и возможностью регулировать угол наклона. Немаловажное значение имеет и дизайн осветительных конструкций, чтобы они гармонировали с общим благоустройством жилой зоны.
Небольшие стоянки транспорта возле придорожных кафе и мотелей на автомагистралях освещаются с помощью прожекторов или консольных светильников, установленных на опорах высотой 6 – 12 м. В этом случае необходимо предусмотреть и освещение полос торможения и разгона (въезда и выезда). Здесь световое оборудование должно соответствовать нормативам дорожного освещения.
Подземные и крытые паркинги
Свои требования предъявляются к освещению подземных и крытых парковок. В зоне движения освещённость должна быть не менее 60 лк, а на общих участках – от 30 лк. Встраиваемые и накладные светильники с люминесцентными или светодиодными лампами крепятся на потолке и стенах. Как правило, они оборудованы пылевлагонепроницаемой, а также антивандальной защитой. Благодаря достаточному количеству света водители хорошо различают разметку, правильно оценивают расстояние до других автомобилей или препятствий. Кроме того, светильники не должны загораживать камеры видеонаблюдения и создавать слепящий эффект. В освещении нуждаются не только зона парковки, но и маршруты движения людей. Светодиодные светильники с датчиками, установленные на лестницах и переходах между этажами, отключаются при отсутствии посетителей, тем самым сокращая расход электроэнергии.
В освещении нуждаются не только зона парковки, но и маршруты движения людей.
Сегодня заказчики могут воспользоваться множеством типовых вариантов освещения, неоднократно проверенных практикой. Рассчитать освещение парковки в соответствии с нормативными требованиями помогают и компьютерные программы Light‐in‐Night Road или Dialux, которые позволяют выбрать тип, мощность и множество других характеристик светового оборудования. В заключение нужно сказать, что освещение парковок – это не только средство обеспечения общественного комфорта и безопасности, но и немаловажный элемент эстетического оформления городской среды.