Мемориальный комплекс – значимый элемент архитектурного портрета города. Услышав слова «Поклонная гора», «Мамаев курган», «Марсово поле», можно сразу понять, о каком городе идёт речь. Мемориал может быть не столь грандиозным сооружением, но в любом случае это общественное пространство имеет особую энергетику, связанную с исторической памятью народа, с важнейшими событиями прошлого, чаще всего – трагическими. Искусственное освещение подобных объектов способно усилить драматизм, создать яркий театральный эффект и вызвать целую гамму эмоций у посетителей.
Световой ансамбль
Подсветку мемориальных комплексов можно условно разделить на функционально‐декоративное освещение пешеходного пространства (аллей, лестниц, площадей), архитектурно‐художественное освещение объектов монументального искусства (памятников, обелисков, стел) и ландшафтное освещение зелёных насаждений (парка, сквера). Главная роль здесь принадлежит архитектурному освещению.
Архитектурное освещение
Скульптурная композиция, стела, памятник являются смысловой доминантой и композиционным центром мемориального комплекса. Для подсветки этих масштабных сооружений используются различные виды и приёмы архитектурного освещения. Основные подходы заключаются в создании равномерного заливающего света или акцентной, точечной подсветки. Мягкий заливающий свет создаёт ночной образ объекта, который достаточно точно соответствует его дневному облику. Локализованная подсветка выделяет отдельные детали и элементы декора, тем самым образуя интересные контрасты света и тени и необычные визуальные эффекты. Используется и цветная подсветка памятников, например, разными оттенками красного, багрового, алого цвета, который имеет определённое смысловое значение («цвет крови»). Иногда встречается динамическая подсветка, при которой цветовая картина плавно меняется благодаря использованию светодиодных rgb ламп с контроллером управления светом.
Задача повышенной сложности
Мягкий заливающий свет создаёт ночной образ объекта, который достаточно точно соответствует его дневному облику.
Сложность при освещении монументальных объектов может создать фактура материалов, из которых они изготовлены. Мрамор, гранит, легированная сталь имеют повышенную способность бликовать, другие материалы, например, бетон, даже хороший свет не сделает менее тусклым или тёмным. Особых подходов требует и сложная объёмная форма памятника (тем более многофигурной композиции), чтобы световой образ не исказил художественное творение скульптора и архитектора. Если подсветить памятник только снизу, это создаст на лице и фигуре героя (или героев) неестественные глубокие тени. Монументальные сооружения требуют сложной световой партитуры, то есть фронтального и бокового, верхнего и нижнего света, который обеспечивают разнообразные архитектурные светильники.
Архитектурные прожекторы
Обычно при подсветке используют несколько приборов: основные дают до 85% освещённости сооружения, вспомогательные создают дополнительную акцентную подсветку. Как правило, в мемориальных комплексах применяют прожекторные светильники: мощные прожекторы заливающего света; линейные прожекторы; компактные акцентные прожекторы с узким лучом; грунтовые прожекторы. Именно прожектор способен осветить крупные удалённые объекты. Например, луч архитектурного зенитного прожектора «достаёт» сооружения на расстоянии до пяти км. Приборы размещают на осветительных мачтах, иногда – на ближайших зданиях, часто – на уровне земли. Поворотный механизм позволяет точно направить световой луч прожектора в нужном направлении. Для дополнительной подсветки используют менее мощные декоративные светильники, в том числе точечные (spot) и узконаправленные.
Подсветка текста
Как правило, в мемориальных комплексах применяют прожекторные светильники.
В мемориальных комплексах встречаются объекты с выгравированным или нанесённым на них текстом. Чтобы посетители могли прочитать имена героев, списки погибших, исторические факты и другую значимую информацию, необходимо заливающее освещение, которое не создаёт бликов, рефлексов, теней и слепящего эффекта. Кроме того, чтобы различить мелкие буквенно‐ цифровые символы, важен высокий индекс цветопередачи (>80Ra). В большей степени этим качеством обладают светодиодные или металлогалогенные лампы.
Источники света
Для архитектурной подсветки традиционно использовались прожекторы и светильники с металлогалогенными лампами. Широко применяются они и сегодня, но бесспорным лидером в этой области стали светодиодные светильники. Это оптимальный вариант и для освещения мемориальных комплексов. Светодиоды экономичны, надёжны, долговечны, удобны в монтаже и обслуживании, способны работать при экстремально низких или высоких температурах, имеют высокую степень защиты от влаги и пыли (IP65). Но кроме солидного списка технических достоинств, светодиоды имеют огромный творческий потенциал. С ними можно решать самые сложные художественные задачи, создавать оригинальные световые композиции, использовать различные цветовые варианты, статический или динамический режимы освещения. Вторичная оптика в виде фокусирующих линз, изменяя угол свечения и направление светового потока, делает светодиоды незаменимыми для акцентной подсветки скульптур, памятников и других монументальных объектов.
Освещение прогулочных зон
Светодиоды экономичны, надёжны, долговечны, удобны в монтаже и обслуживании, способны работать при экстремально низких или высоких температурах.
Пешеходные зоны, аллеи, бульвары, как правило, освещаются при помощи венчающих светильников, размещённых на торшерных опорах высотой три‐четыре метра. Опоры освещения могут быть стальными (трубчатыми или круглоконическими), алюминиевыми, пластиковыми, чугунными, но в любом случае эти конструкции должны иметь статусный вид, чтобы соответствовать особой атмосфере архитектурно‐мемориального комплекса. Выбор светильников, имеющих различные стилевые решения, зависит от общей концепции проекта, вкусовых предпочтений заказчика и художественных взглядов проектировщика. Один или несколько венчающих светильников устанавливаются на опору с помощью декоративных кронштейнов сложных форм. Очень украшают (и в то же время зонируют) эти торжественные и пафосные пространства тротуарные и грунтовые светильники и ландшафтные световые столбики.
Как и сам мемориальный комплекс, его световой ансамбль всегда неповторим. Иногда подобные объекты становятся подлинными произведениями искусства, созданными единой творческой командой архитекторов, скульпторов, дизайнеров и художников по свету.