Современные мегаполисы с их непрерывно растущим потоком автомобилей требуют всё более сложной инфраструктуры. Сегодня и в самих городах, и на автомагистралях между ними активно строятся транспортные развязки, мосты, путепроводы, эстакады, туннели, виадуки. Их задача – минимизировать пересечения транспорта, повышать безопасность, увеличивать скорость движения на дорогах, сокращать количество аварийных ситуаций и, наконец, ликвидировать бич многих городов – дорожные пробки.
Свет и безопасность движения
Однако современные транспортные узлы порой настолько сложны и запутанны, что требуют от водителей поистине ювелирного мастерства и умения ориентироваться в хитросплетении дорожных полос. Не случайно одна из развязок в Бирмингеме (Великобритания) получила меткое название «клубок спагетти». А сами дорожные развязки уже достигли шести (!) уровней движения. В России пока таких сооружений нет. Но и наши развязки порой способны довести автовладельцев до нервного срыва. Безопасное движение на сложных пересечениях дорог в тёмное время суток напрямую зависит от качественного освещения.
Подъезжая к развязке или эстакаде, водители должны быстро сориентироваться, вовремя прочитать дорожные указатели, разобраться в схемах и знаках, чтобы выбрать правильное направление движения.
Это особенно важно для федеральных трасс и развязок в крупных городах, где поток транспорта интенсивен даже в ночное время.
Требования к освещению
Система освещения дорожной развязки должна обеспечивать:
- соответствующий нормам уровень яркости дорожного покрытия;
- равномерность освещения, отсутствие теней на всех участках и уровнях дорог;
- минимальное слепящее действие осветительных приборов;
- энергосбережение;
- экономичность строительных работ, включая стоимость оборудования;
- удобство сервисного обслуживания осветительной техники в процессе эксплуатации.
Варианты освещения
Устройство искусственного освещения на таких объектах – масштабная техническая задача, которая осложняется тем, что транспортные развязки часто занимают огромные территории, имеют криволинейные направления движения, переходящие на разные уровни с помощью эстакад‐съездов. Решается подобная проблема разными способами. Это либо установка светильников на типовых опорах (8 – 12 м) вдоль всех трасс, либо размещение мощных прожекторов на мачтах высотой до 40 м. Второй вариант даёт возможность сократить количество опор, создать равномерное заливающее освещение на всей площади, убрав при этом многочисленные источники света из поля зрения автоводителей. Однако если консольные светильники, размещённые на стандартных опорах, обеспечивают хорошую освещённость эстакады, путепровода или моста, на этих объектах ни к чему громоздкие (и к тому же дорогостоящие) мачты. Такие конструкции целесообразнее устанавливать в масштабном пространстве многоуровневых развязок.
Оптимальное решение
Кроме осветительных приборов, на опорах часто размещают информационные указатели, видеокамеры и прочие конструкции.
Типовое решение для освещения транспортной развязки (эстакады, моста, путепровода) – это установка металлических 10‐метровых опор освещения (несиловых или силовых, если кабель питания подводится не под землёй) с кронштейнами, на которых размещаются светильники с натриевыми или светодиодными лампами. Консольные кронштейны с одним, двумя или тремя рожками имеют различную высоту и ширину вылета по горизонтали. Как правило, используется фланцевый метод монтажа опор – установка на фундаментный блок с закладным элементом. Опоры размещаются либо по обеим сторонам дорожного полотна, либо по центру разделительной полосы. Расстояние между опорами обычно составляет 30 – 40 м. Кроме осветительных приборов, на опорах часто размещают информационные указатели, видеокамеры и прочие конструкции.
Прожекторные мачты
Использование мачт наиболее эффективно на многоуровневых транспортных развязках.
Использование мачт наиболее эффективно на многоуровневых транспортных развязках. Мачты устанавливаются на расстоянии 75 – 80 м и оборудуются коронами мобильного типа (МГФ‐М), которые позволяют опускать прожекторы вниз на удобную для обслуживания высоту 1,5 – 2 м. Количество и мощность светильников зависит от ширины дорожного полотна или освещаемой площади. Несколько прожекторов либо равномерно расположены по кругу короны, либо асимметрично направлены на определённые зоны дорожной развязки. В прожекторах обычно используются натриевые газоразрядные лампы высокой мощности.
Светодиодные светильники
Всё большее применение в освещении дорожных развязок находят энергоэффективные светодиодные лампы, например, серии Стандарт LED. Помимо экономичности, эти светильники массового сегмента обладают и другими преимуществами. Они устойчивы к скачкам напряжения и агрессивной среде, стабильно работают при экстремально низких температурах, рассчитаны на 10 лет (!) эксплуатации, а несколько модификаций (шесть типов мощности и три типа светораспределения) позволяют выбрать светильник, нужный для конкретного проекта. Например, на МКАД, где сегодня идёт активная реконструкция развязок, натриевые лампы высокого давления с целью улучшения видимости заменяют на светодиодные светильники со световой температурой 2700 – 2800 кельвинов и индексом цветопередачи не менее 80. Места для их установки выбирают на основе статистики аварийных происшествий в ночное время.
Декоративная подсветка мостов, эстакад, виадуков
Такие масштабные современные сооружения, как эстакады, мосты, дорожные развязки или виадуки при грамотном освещении становятся достопримечательностью города. Например, в Санкт‐Петербурге для каждого моста через Неву разработали оригинальную, отличную от других, подсветку. Необычную концепцию иллюминации мостов создали и в столице. Для 22 мостов, каждый из которых должен стать драгоценным камнем в ожерелье Москвы‐реки, был выбран свой самоцвет, в цветах которого и выполняется архитектурное освещение. Впрочем, красиво иллюминированные мосты сегодня не редкость не только в столицах, но и в других российских городах. Художественное освещение подобных объектов подчёркивает замысел архитектора и добавляет красок в ночную жизнь города. Однако декоративная подсветка не должна создавать помех водителям автотранспорта, ослеплять их, дезориентировать в потенциально опасной зоне. Безусловный приоритет принадлежит здесь утилитарному освещению, отвечающему требованиям безопасности движения.
Декоративная подсветка не должна создавать помех водителям автотранспорта, ослеплять их, дезориентировать в потенциально опасной зоне.