Современный город без рекламы? Представить такое уже невозможно. Реклама стала непременным атрибутом городской жизни, частью сложной урбанистической системы. Это не только движущая сила успешного бизнеса («двигатель торговли»), но и эффективный инструмент массовой информации и коммуникации. Реклама сообщает о важных событиях в жизни города, поддерживает и развивает социальные связи. Но главной функцией рекламы остаётся продвижение торговых брендов, товаров и услуг.
Уличная реклама и «Каннские львы»
Интерес к этому виду рекламы велик не только в бизнес‐сообществе, но и в художественной среде. Свидетельством этому может служить то, что с 2006 года на Международном фестивале креативности «Каннские львы» (international festival of creativity «Cannes Lions»), где встречаются всемирно известные профессионалы рекламной индустрии, присуждается престижная награда в номинации «Наружная реклама». До этого её оценивали вместе с прессой. Это говорит о том, что уличная реклама не является сугубо утилитарной продукцией, но имеет и эстетическую значимость, формируя облик городского пространства и влияя на вкусы и эмоции многих людей.
Виды наружной рекламы
По прогнозам специалистов, будущее рекламы – за всемирной паутиной. Вместе с продажами реклама всё больше «перетекает» в онлайн‐пространство. Но сегодня именно реклама на улицах занимает первое место по охвату аудитории и востребованности, оставляя позади как интернет, так и телевидение. Средства наружной рекламы разнообразны. Носителями рекламных сообщений, рассчитанных на визуальное восприятие, являются информационные табло, установки на крышах, баннеры, растяжки, стенные панно и т.д. Но основное средство уличной рекламы – щиты, установленные вдоль автомагистралей, вблизи торгово‐развлекательных комплексов, в самых посещаемых местах города. Зрелищные крупногабаритные щиты (билборды) издалека привлекают внимание многих людей, сообщая им нужную информацию понятно, просто и лаконично. Это важно, потому что, например, у водителей автотранспорта есть всего несколько секунд (если они не стоят в пробке), чтобы усвоить смысл рекламного сообщения.
Световая LED‐реклама
Основное средство уличной рекламы – щиты, установленные вдоль автомагистралей, вблизи торгово‐развлекательных комплексов, в самых посещаемых местах города.
Рекламу на улицах можно разделить на две группы: одна требует вечерней подсветки с помощью специального оборудования, другая светится изнутри, «сама собой».
Световая реклама всё чаще используется на улицах больших городов, поскольку сочетает все преимущества современных рекламных технологий. На электронных табло или экранах (билбордах, медиафасадах, лайтбоксах) информация подаётся в полноцветном режиме, в динамике или статике, с анимацией, графикой, звуком и «бегущей строкой». Светодиодные панели, которые используются в качестве рекламного поля, обладают высоким разрешением и могут передавать до 4,4 миллиарда цветовых оттенков.
Яркие краски, клиповая смена картинок, эффектная подача информации привлекают зрителей и оказывают на них сильное эмоциональное воздействие как в дневное, так и в вечернее время. LED‐экраны используют сегодня и в рекламных целях, и на массовых культурных или спортивных событиях, шоу‐программах, концертах и т.д. Специалисты в области рекламы не сомневаются, что значение digital экранов и светодиодных технологий со временем будет только расти.
Неоновая реклама
Неоновая реклама безотказно работает днём и ночью, в жару и холод, что особенно ценно в зимнее время с коротким световым днём.
Неоновая реклама, которую светодиоды активно вытесняют с рынка, тоже не собирается сдаваться. И хотя многие считают неон «вчерашним днём», разнообразные неоновые вывески очень популярны в мегаполисах всего мира. В сочетании с другими инертными газами неон создает свыше 300 цветовых оттенков. Неоновые трубки не нагреваются, поэтому безопасны при использовании в многокомпонентных рекламных конструкциях. Неоновая реклама безотказно работает днём и ночью, в жару и холод, что особенно ценно в зимнее время с коротким световым днём. Но вот парадокс: достоинства наружной рекламы – её цветовая насыщенность и яркость, визуальная доступность – легко превращаются в недостатки, если становятся чересчур назойливыми и чрезмерными.
STOP рекламе
По сути, уличная реклама довольно агрессивна. Она стремится захватить как можно больше городского пространства. Архитектурный облик зданий исчезает под разноцветными витринами, вывесками, светящимися буквами на крышах и стенах. Улицы заполоняют многочисленные баннеры, пилоны, лайтбоксы и прочие рекламные конструкции. Всё это неизбежно, если рекламе (и рекламодателям) дать волю. Свой подход к проблеме выразил мэр Москвы С. Собянин: «Город не должен существовать как гигантский рекламоноситель, реклама обязана стать одним из его украшений». Российская столица в полной мере столкнулась с засильем рекламы и связанным с этим световым хаосом. В Москве уже демонтированы сотни рекламных конструкций на исторически значимых объектах и архитектурных памятниках. Со световым загрязнением борются сегодня и другие мегаполисы мира, ограничивая «аппетиты» рекламодателей жёсткими правилами и регламентами.
Внешняя (наружная) подсветка
Если рекламная конструкция не имеет светящихся элементов в своей структуре, подсветка создаётся внешними источниками света. Искусственное освещение повышает коммерческую эффективность рекламы, значительно увеличивая время её видимости. Для освещения рекламных щитов, установленных на фасадах или вдоль дорог, используют компактные прожекторы или светильники небольшой мощности. Их размещают таким образом, чтобы световой поток, направленный на рекламное полотно, не ослеплял водителей. Специалисты советуют использовать прожекторы с асимметричными отражателями – они концентрируют свет и не освещают пространство за пределами щита. Равномерную заливающую подсветку обеспечивают несколько приборов, количество которых зависит от габаритов билборда. Обычно подсветку монтируют по верхнему краю полотна, чтобы исключить возможность вандального повреждения или воровства. Но иногда светильники устанавливают снизу – так световые лучи никому не мешают, а оборудование обслуживать удобнее.
Источники света
Специалисты советуют использовать прожекторы с асимметричными отражателями – они концентрируют свет и не освещают пространство за пределами щита.
Яркий световой поток, качественную цветопередачу обеспечивают прожекторы с металлогалогенными и светодиодными источниками света. Рынок предлагает множество разнообразных моделей светильников, подходящих для этих целей. Иногда используются и люминесцентные лампы или неоновые трубки, но наиболее подходящим и перспективным вариантом считаются светодиодные прожекторы – компактные, стабильные, с высокой степенью защиты, возможностью программирования и другими преимуществами. Хорошая подсветка имеет не только функциональное, но и художественное значение. Она формирует законченный визуальный образ рекламного сообщения, способствует его целостному зрительному восприятию.