При разработке проекта освещения магазина, торгующего одеждой, нужно помнить, что здесь перед освещением ставятся более сложные задачи, чем просто освещать товар и поддерживать общий комфорт в торговом помещении. Для магазина одежды этого мало, появляется еще задача создать стильный интерьер, сделать освещение «театрализованным», чтоб магазин стал уникальным и запоминающимся.
Профессионально выполненная система освещения позволяет сконцентрировать внимание покупателей на предложенных товарах, выгодно их показать, создать атмосферу радости и комфорта, а также выделить магазин из ряда подобных, поскольку конкуренция в этом секторе весьма высока.
Особенности освещения магазина одежды
Главный критерий при подборе светотехнического оборудования – это безупречная передача цветов и оттенков продаваемого товара. Лампы с низким индексом цветопередачи не подходят для освещения одежды, так как они приводят к искажению истинного внешнего вида реализуемого товара, что является серьезным недостатком. Вещи в искусственном освещении должны выглядеть так же, как и при естественном дневном свете. Поэтому первое и главное правило при подборе ламп для магазина одежды – высокий коэффициент цветопередачи. Еще один важный момент - тепловыделение и ультрафиолетовое излучение световых приборов, которые могут отрицательно сказаться на тканях, привести к их выгоранию.
Такими минусами обладают как раз лампы с самой высокой цветопередачей – металогалогенные. Однако отказываться от них не стоит, нужно просто обеспечивать оптимальные расстояния от светильников до выставленных товаров, а также целесообразно применять лампы оснащенные ультрафиолетовым фильтром.
При выборе производителя ламп мы рекомендуем ограничить выбор всего двумя производителями Philips и Osram, эти бренды работают над совершенствованием своей продукции, увеличивая срок службы лампы, снабжая встроенными УФ фильтрами.
Отдельно следует сказать об освещении зон примерки. Зачастую им не уделяют должное внимание, а напрасно. Выбрав приглянувшуюся вещь, покупатель проходит в примерочную и видит в зеркале бледный искаженный цвет не только этой вещи, но и своего лица и тела, что не повышает его настроение и желание совершить покупку. В примерочной комнате освещение должно быть ярким, насыщенным, теплых цветовых тонов, с хорошей цветопередачей. Это помогает клиенту правильно подобрать одежду.
Виды освещения магазина одежды
Как и в любом торговом помещении, в магазине одежды необходимо общее освещение, обеспечивающее спокойный равномерный заливающий свет, а также акцентирующее освещение, выделяющее и выгодно показывающее предложенный вниманию покупателей товар. В этой световой схеме в качестве основного освещения чаще всего используются линейные люминесцентные светильники, а в магазинах малой площади светильники с компактной люминесцентной лампой небольшой мощности и большим углом рассеивания. Они обеспечивают мягкий неяркий свет на всей торговой площади.
Акцентирующее освещение нацелено на конкретную группу товаров: юбки, блузы, брюки. Для него хорошо подойдут светильники с металлогалогенными, галогенными, компактными люминесцентными или светодиодными лампами с небольшим углом рассеивания.
Самыми удобными при этом являются поворотные встраиваемые светильники, карданные и трековые прожекторы под различные типы ламп, так как они позволяют изменять световую конструкцию и менять концепцию освещения без замены световых приборов. Необходимо учитывать, что при наличии большого количества торгового оборудования и передвижных вешалок мощность системы освещения нужно рассчитывать с запасом 20-25%, так как увеличивается объем падающих теней. Наряду с функциональным осветительным оборудованием в магазине одежды уместны будут и декоративные светильники, создающие дополнительные театральные нотки.