Освещение торговых площадей и магазинов должно быть оборудовано таким образом, чтобы это положительным образом влияло на уровень продаж. Создание проекта освещения, соответствующего этой цели, является интересной и трудной задачей, требующей необходимых знаний, опыта, тонкого вкуса и умения сопоставить все особенности освещаемого помещения (высоту потолков, размеры торгового зала), а самое главное - специфику предлагаемого покупателю товара.
Какие виды освещения бывают
Торговое освещение по своему функциональному назначению можно разделить на несколько видов – общее, акцентирующее, декоративное и аварийное. Общее освещение обычно представлено потолочными встроенными или подвесными светильниками с люминесцентными или металлогалогенными лампами с большим углом рассеивания света. А для акцентирующего освещения можно использовать практически весь широкий спектр светового оборудования – точечные встраиваемые поворотные или карданные светильники, трековые прожектора, установленные по одному при помощи трековых креплений или по несколько штук на шинопроводе. Эти светильники комплектуются разными видами ламп - компактными люминесцентными, галогенными, металлогалогенными или светодиодами.
Декоративное освещение призвано придать торговому помещению стилистически законченный вид, воплотить дизайнерскую идею интерьера.
Вся концепция освещения магазина должна соответствовать как ассортименту продаваемого товара, так и предполагаемой покупательской аудитории. Магазин игрушек нужно освещать иначе, чем бутик модной одежды или автосалон. Поэтому для каждого объекта нужно разрабатывать индивидуальный уникальный проект освещения.
Особенности освещения магазина сувениров и подарков
Как правило, магазины сувениров и подарков занимают небольшую площадь, и к их освещению требуется несколько нестандартный подход. Здесь можно использовать привычный вариант достаточно яркого ровного общего освещения и более интенсивного акцентирующего. Но возможно и другое решение, когда соотношения общего и акцентного света меняются: общее освещение делают приглушенным, а яркость акцентирующего возрастает. Это придает обстановке несколько театрализованную направленность, что хорошо согласуется с темой праздника, сюрприза, подарка. Данный вид освещения еще и достаточно экономичен, так как сокращаются расходы на обеспечение общего освещения, а также удобен, так как позволяет изменять зоны освещения при смене экспозиции товаров.
Все магазины подарков можно разделить на две категории. Первая – это магазины, которые можно по уровню цен и качеству товаров отнести к элитным, а вторая категория – магазины, рассчитанные на массового покупателя. Для первой группы как раз уместно преобладание акцентного освещения над общим, уровень которого в таких магазинах не превышает 200 люкс. А для акцентного освещения витрин с товарами целесообразно применение поворотных и трековых светильников с галогенными, металлогалогенными или светодиодными лампами.
Магазины второй категории освещаются по стандартной схеме с достаточно ярким общим освещением.
Необходимо отметить, что в магазинах подарков и сувениров подход к организации декоративного освещения должен быть очень разумным – с одной стороны, придание такому магазину подчеркнуто декоративного облика может пойти ему только на пользу, с другой стороны, важно не переусердствовать и не сделать интерьер магазина неестественно перегруженным.