Освещение ювелирных магазинов обладает своими особенностями и нюансами. Важным здесь является все: общее освещение магазина, освещение витрин и специальная подсветка выставленных украшений. Связано это с тем, что без правильного освещения представленный на витрине товар будет смотреться проигрышно, что неизбежно повлияет на уровень продаж.
В целом освещение ювелирных магазинов строится по тем же правилам, что и освещение любых торговых залов: выполняется общее освещение пространства и создаются необходимые световые акценты.
При этом стоит учесть, что выбор драгоценностей – дело не быстрое, поэтому очень важно создать покупателям комфортные условия. Для этого общее освещение в магазине должно быть мягким, не вызывающим напряжения, а подсветка витрин должна быть достаточно яркой, чтобы можно было детально рассмотреть изделия.
Общее освещение ювелирного магазина
Общее освещение в магазине должно быть более теплым и менее ярким, чем освещение витрин. Люди всегда обращают внимание на то, что освещено лучше, поэтому при одинаковой интенсивности света витрины будут выглядеть блекло.
Второй ключевой момент – цветовая температура освещения. Она определяет цветовую тональность освещаемого пространства (нейтральную, теплую, или холодную), и зависит от того, что именно вы хотите акцентировать. Так для бриллиантов нужен яркий холодный свет большой мощности, в котором они будут играть и светиться. Оптимальная цветовая температура: 4000 – 4200К. Камням и золоту, напротив, требуется теплый свет с цветовой температурой 3000К.
Обычно освещение планируется для бриллиантов, а остальные изделия как бы отходят на второй план. Если при наличии разных изделий свет создается для золота, то бриллианты «теряются» в нем. Поэтому, в случае если в качестве общего освещения используется всего один светильник, лучше последовать правилу «освещение для бриллиантов».
Подсветка ювелирных изделий
Освещение ювелирных изделий в витрине должно подчеркивать их красоту и блеск, но в то же время должно отвечать определенным требованиям безопасности. Например, драгоценные камни имеют свойство «выгорать» под чрезмерно интенсивным направленным светом. Это приводит к тому, что они перестают «играть», их сияние становится более тусклым. Повышение температуры в закрытом пространстве витрины также вызывает необратимую порчу и ухудшение внешнего вида камней и драгоценных металлов. Именно поэтому совершенно недопустимо использование для подсветки сильно нагревающихся галогенных ламп.
Энергоэффективные люминесцентные лампы также не годятся для освещения ювелирных изделий в силу своей низкой мощности. Поэтому до последнего времени оптимальным и практически единственно возможным источником света для подсветки витрин были металлогалогеные лампы. Они обладают определенными преимуществами: хорошая цветопередача, мощность, энергоэффективность и возможность выбора различных цветовых температур.
Сейчас в дополнение к ним активно используется светодиодная подсветка. Ювелирные изделия при таком освещении оживают и переливаются.
А поскольку светодиоды не имеют теплоотдачи и нагрева они абсолютно безвредны. К плюсам такой подсветки относится ее высокая экономичность и то, что светодиоды производятся в разных цветовых температурах, что позволяет идеально выстроить подсветку.
Пожалуй, единственным минусом является то, что светодиоды не обладают достаточной мощностью для освещения поверхности витрины, поэтому снаружи для этого используются дополнительные источники света.
Очень важно правильно подобрать сочетание светодиодов, светильников, освещающих витрину и тех, которые обеспечивают общее освещение магазина. Разные источники света обеспечивают разный эффект восприятия ювелирных изделий. В витрине освещенное светодиодами украшение смотрится обычно более ярко и выигрышно. Когда покупатель просит показать его и видит уже при свете металлогалогенных светильников, изделие может показаться ему менее привлекательным. Поэтому правильный подбор и сочетание разных источников света очень важны в освещении ювелирного магазина.