Прошли времена, когда освещение магазина служило исключительно цели рассеять темноту и дать возможность рассмотреть товар. Теперь освещение является еще и маркетинговым средством, элементом воздействия на внимание, настроение и эмоции покупателя. Свет также служит важной составляющей частью дизайнерских решений, создания привлекательного облика магазина. Уделить пристальное внимание грамотному планированию освещения необходимо уже на этапе проектирования. При этом необходимо учесть все предъявляемые к нему требования.
Что учитывается при разработке проекта системы освещения
Освещение должно:
- создавать благоприятную световую среду, т.е. уровень освещенности должен быть комфортным, не ослепляющим и не тусклым;
- выгодно представлять предложенный товар;
- помогать ориентироваться покупателю в магазине;
- создавать эмоционально приподнятую атмосферу, способствующую росту уровня продаж.
Чтобы разработать грамотный проект системы освещения, необходимо учесть множество факторов: специфику интерьера (площадь помещения, высота потолка, наличие дневного света, загруженность торговых площадей), ассортимент продаваемых товаров (в магазине одежды и в ювелирном магазине требуется разное освещение), а также общую дизайнерскую идею и стиль. Исходя из этих особенностей, рассчитываются технические характеристики – типы и мощности светильников, наличие отражателей, цветность ламп и т.д.
Основные типы освещения магазинов
Для правильного освещения магазина нужно комплексное использование разных типов света. Их условно можно разделить на такие категории:
- общее или фоновое освещение зала;
- направленное освещение;
- декоративное освещение;
- концептуальное освещение;
- освещение витрин;
- аварийное освещение.
Давайте коротко их рассмотрим.
Общее освещение предназначено для равномерного распределения света в помещении. Свет должен быть комфортным, не слишком ярким, не искажающим цвет продаваемой продукции. Чаще всего для этих целей используют люминесцентные лампы, или металлогалогенные.
Направленное, или акцентное освещение имеет два назначения. Во-первых, выделить ярким светом стеллажи с товарами, привлечь к ним взгляд покупателя, выгодно представить товар в идеально подобранной световой гамме. Во-вторых, обозначить периметры разных торговых зон с тем, чтобы покупатели могли ориентироваться в больших магазинах. Очень популярны для этих целей разнообразные встраиваемые и трековые светильники на шинопроводе, позволяющие осветить товар под любым углом и дать свет требуемой интенсивности и цвета.
Декоративное освещение призвано создать красивую стильную обстановку, подчеркнуть интересные детали интерьера и скрыть неудачные моменты. Для декоративного освещения часто используют светодиоды, необычные дизайнерские светильники.
Концептуальное освещение делает магазин узнаваемым, неповторимым и выделяет его из среды других торговых единиц. Оно является фирменным знаком, признаком бренда. Часто в сетевых компаниях применяют одинаковые подсветки названия магазина или его логотипа, используют однотипные дизайнерские светильники и т.д.
Освещение наружных витрин призвано произвести первое яркое впечатление на покупателя, заинтересовать его и побудить зайти в магазин. Витрина должна выделяться, приковывать к себе взгляд. При освещении витрины принято использовать трековые светильники на шинопроводе. Важно устанавливать шинопровод как можно ближе к витрине. Ошибочно устанавливая шинопровод посередине пространства витрины, лица манекенов остаются не засвеченными.
Аварийное освещение предназначено указать и осветить дорогу посетителям магазина в случае аварийного отключения основного света. Обычно оно представлено табличками и светящимися указателями, регламентированными к использованию в конкретном здании.