Спортивные трассы предназначены для проведения состязаний с использованием различных типов транспорта. На таких дистанциях устраивают заезды на мотоциклах, гоночных автомобилях, сноубордах и лыжах. Чтобы сделать их более удобными для участников и зрителей, ведутся комплексные работы по благоустройству:
- Проведение комплекса работ, делающих трассу пригодной для многократного применения.
- Установка надлежащего освещения, соответствующего нормативам для объектов такого рода.
- Оборудование специальных площадок для хранения спортинвентаря и стоянки ТС.
- Строительство и содержание отдельных объектов для отдыха и экипировки участников;
- Обеспечение должного ухода за трибунами болельщиков.
Трассы, обустраиваемые с учетом требований нормативных документов, летом используются как спортивные дистанции для колесного транспорта, зимой на них устраивают лыжные гонки. Особой привлекательностью обладают вечерние и ночные заезды: свет включенных фар, дополняемый осветительными приборами, оживляет крутые повороты и виражи дороги. Несмотря на немалую протяженность трасс, их объединяют в замкнутый контур, так как это обеспечивает:
- Удобство стороннего обзора и наблюдения для зрителей и персонала, отвечающего за безопасность.
- Возможность полностью контролировать ситуацию для правильной судейской оценки.
- Создание общей привлекательной картины.
Спортивные трассы строятся и эксплуатируются по действующим нормативам, при которых учитываются интересы как участников, так и зрителей. Особым эффектом обладают заезды в темное время, поэтому на трассах особое внимание уделяется организации освещения.
Как создаются системы освещения трасс?
Освещение открытых трасс организуется посредством установки опорных столбов, мачт, прожекторов и других типов светотехнического оборудования. Опоры позволяют расположить светильники на требуемой высоте, что создает равномерность освещения. Кроме этого минимизируется слепящий эффект от испускаемого приборами света. С ослеплением можно бороться и другими техническими способами:
- Отрегулировать направление распространения светового потока.
- Использовать источники света, обладающие специальными возможностями.
- Установить светотехнику с ячеистыми отражателями.
Выполняемая регулировка направления светового потока заметно ощущается при эксплуатации прожекторов. Наклон оптической оси можно менять с помощью специального элемента конструкции прожектора – лиры. Шкала нацеливания позволяет выполнить точную настройку. Прожекторы располагаются таким образом, чтобы испускаемый ими свет светил «в спину» участников, сопровождая их в гонке.
Хорошие показатели освещенности на больших участках трасс обеспечивает установка LED-светильников и прожекторов. Поток света от светодиодов имеет прямое направление. Это свойство LED-фонарей позволяет обеспечить равномерность распределения света над поверхностью, который не будет ослеплять спортсменов.
При использовании металлогалогенных ламп для снижения их слепящего действия направление потока меняется с помощью рифленой структуры алюминиевого отражателя.
Выбор схемы расстановки мачт и опорных столбов осуществляется в зависимости от конфигурации трассы. Наиболее распространенными вариантами являются:
- Расположение опор с одной боковой стороны на вытянутых участков маршрута, дополняемое мачтами с мобильной короной, находящихся в местах закруглений.
- Мачты с мобильной короной равномерно распределяются по оси.
Первый вариант предполагает симметричное размещение прожекторов на короне, второй – комбинацию симметричной и асимметричной расстановки. Для удобства обслуживания светильников используются опоры со складывающейся конструкцией.