Освещение мостов относится одновременно и к архитектурному, и к дорожному освещению, поэтому оно имеет разноплановые задачи, которые необходимо грамотно разрешить. Мосты различаются по конструкции, назначению, материалам, из которых выполнены, и все эти особенности необходимо учесть при проектировании освещения моста. Мосты не только служат сооружением для переезда через водные или другие препятствия, но и являются полноправными участниками архитектурного пейзажа, важными их элементами, доминирующими в дневное время.
В темное время суток благодаря правильному освещению их влияние на поэзию ландшафта только возрастает. Особенно важно правильно осветить мост, который раскинулся над водной гладью, так как отражение в воде может, как усилить очарование картиной, так и создать обратный эффект.
Цели, стоящие перед системой освещения моста
Сторонним наблюдателям в первую очередь важна эстетическая сторона освещения моста, а участникам транспортного движения, наземного и водного, на первое место по значимости выходит функциональное освещение.
Нельзя допустить, чтобы приборы освещения моста ослепляли водителей автотранспорта и судов, поэтому при выполнении проекта освещения моста тщательно рассчитываются места и высота установки осветительных приборов, углы падения светового луча, предусматриваются различные экраны, отражатели, рассеиватели и козырьки, призванные защитить глаза водителей от ослепления светом.
На судоходных реках в систему освещения моста добавляются сигнальные светильники, обеспечивающие навигационные огни.
Способы освещения мостов и используемые для этого световые приборы
Как и в другом архитектурном освещении, в освещении мостов используется два основных вида подачи света – заливающее и локальное освещение, или их комбинация. Заливающее освещение создает равномерный, сравнительно невысокий уровень освещенности, обеспечивается оно в основном прожекторными батареями, расположенными на достаточно большом расстоянии от освещаемого объекта. Иногда оно используется для выделения светом удаленных конструкций моста.
Чаще всего в качестве источников света в прожекторах выступают газоразрядные лампы высокого давления (ДРИ, ДНаТ), дающие благоприятный для освещения дорожного покрытия и близлежащих конструкций моста свет с золотистым оттенком. Эти лампы благодаря своей высокой мощности способны создать необходимый уровень освещения на большом расстоянии от места их установки.
Для обустройства локального освещения прожекторы и светильники устанавливают в непосредственной близости от элементов моста, подлежащих освещению как наиболее интересные и ценные в декоративном плане. Для локального освещения применяют прожекторы и светильники с металогалогенными лампами, либо светильники на основе светодиодов с линзами, фокусирующими световой поток в необходимый световой пучек. Светодиоды являются наиболее современным видом источников света, поскольку не требуют замены ламп, и не боятся вибраций. Это трудно переоценить, если учесть проблематичность замены вышедшего из строя светильника на мосту.